Центр исследований конституционно-правовых проблем суверенной демократии ЦИСТ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Ефремов А.А., к.ю.н., преподаватель юридического факультета Воронежского государственного университета

(Доклад на IX Международной научной конференций «Модернизация экономики и глобализация», г. Москва, 1-3 апреля 2008 г.[1]

Развитие экономических отношений, в том числе и финансовых, характеризуется процессами интеграции и глобализации. Современный финансовый капитал, превратившись в глобальный, выполняет функцию созидателя больших экономических пространств и катализатора изменений экономических отношений, параметров и институтов.[2]

Данные процессы пока не получили надлежащего осмысления в российской юридической науке. В экономической науке в последние два года подготовлен целый ряд диссертационных исследований, посвященных различным аспектам экономической глобализации[3], финансовой глобализации[4], глобализации финансовых рынков[5], мировому финансовому рынку[6], глобальному финансовому рынку[7], глобальному финансовому капиталу[8]. Изучение данных вопросов активно осуществляется и за рубежом[9].По мнению генерального директора Французского института международных отношений Тьерри де Монбриаля, «суть экономической реальности, называемой глобализацией, заключена в финансовой сфере. Свобода перемещения капиталов росла по мере развития информационно-коммуникационных технологий и преодолевала границы, стирая одновременно различия между формами вложения капитала и частной собственности, на которых прежде основывались монетарные системы и экономические теории»[10].В правовой науке проблемы глобализации изучены в меньшей мере – это вопросы правовой системы в целом[11], государственности[12], соотношения суверенитета и надгосударственности[13], международного и внутреннего права в инвестиционной сфере[14].Основным принципом правового регулирования отношений в данной сфере является принцип свободного движения капитала или финансовых средств. Он закрепляется как в конституционном праве некоторых федеративных государств (например, ч. 1 ст. 8 Конституции РФ 1993 г., ч. 4 ст. 1 Конституции Боснии и Герцеговины 1995 г.[15]), так и международном и европейском праве (например, ст. ст. 56-60 Договора о Европейском Союзе (Маастрихского договора) 1992 г. в редакции Амстердамского договора 1997 г[16], Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года[17], Договор об учреждении Евразийского   экономического  сообщества 2000 г., Соглашение о формировании Единого экономического пространства 2003 г.).Но если в рамках конституционно-правового регулирования данный принцип служит обеспечению единства экономического пространства государства и развитию экономики, обеспечивая тем самым государственный суверенитет, то широкое его использование в международно-правовом регулировании не столь однозначно. В настоящее время, например, доля глобальных инвесторов на российском фондовом рынке составляет около 50%[18], с конца 2003 года большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах.По мнению А. Шайо, «современным демократиям приходится обслуживать гораздо более масштабное и более важное в социальном отношении государство; они должны решать общественные проблемы, требующие более динамичной, быстрой реакции, чем во времена Токвиля. В эпоху электронной котировки биржа может развалиться за десять минут, увлекая за собой национальную и мировую экономику. Поэтому механизм конституционных решений для большей эффективности должен удовлетворять и новым требованиям»[19].

Ярким примером такой ситуации является кризис на финансовом рынке, начавшийся в США в 2007 г. и перекинувшийся на другие страны, который Дж.Сорос назвал сильнейшим за последние 60 лет[20].

Сложный характер влияния процессов глобализации на государственный суверенитет в последнее время все больше отмечается учеными-конституционалистами. Например, по мнению В.Д. Зорькина, «именно сейчас от международного сообщества специалистов по конституционному праву особенно требуется точный анализ современного понятия полноценного суверенитета»[21].  Влияние глобализации на суверенитет изучается и за рубежом[22].По мнению С.Н. Сильвестрова  глобализация диктует модернизацию моделей социальной организации, к которым относятся прежде всего национальные государства. Национальные власти шаг за шагом теряют возможность эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэкономического регулирования, как импортные барьеры и экспортные субсидии, курс национальной валюты или ставка рефинансирования центрального банка…. Возникает несоответствие полномочий у традиционных государственных институтов принятия решений и международных институтов или надгосударственных органов, в руки которых быстро переходит контроль над основными ресурсами и экономическими процессами. Нарастает объем полномочий, делегируемых от государства наднациональным органам и универсальным глобальным организациям. Первыми сворачиваются функции проведения самостоятельной денежно-кредитной, экспортно-импортной и валютной политики[23].Все активнее развивается процесс унификации публично-правовых механизмов государственного регулирования отношений на национальных финансовых ранках. Большую роль здесь играет деятельность международных экономических организаций. В сфере банковского надзора – это «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» 2006 г., разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору[24]. В сфере регулирования рынка ценных бумаг – это «Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг» 1998 г., разработанные Международной организации комиссий по ценным бумагам. Идет обсуждение создания Комиссии по ценным бумагам и биржам ЕС[25].Однако международно-правовые механизмы регулирования общественных отношений, в том числе и деятельность международных организаций, может представлять угрозу государственному суверенитету. Так, В.Д. Зорькин, характеризуя ситуацию с обращениями российских граждан в Европейский суд по правам человека, отмечает, что речь идет «о системном кризисе нашей правовой системы… Как следствие этих системных изъянов проявляется явно ненормальная гипертрофированная тенденция, когда наднациональная правовая система - Европейский суд все в большей степени замещает российскую правовую систему… Здесь уже возникает проблема суверенности нашего государства»[26].В новейших диссертационных исследованиях по политологии деятельность международных организаций рассматривается как одна из внешних угроз современной политической безопасности в России[27].В ряде из вышеупоминавшихся работ ученых-экономистов содержатся предложения о широком использовании зарубежного и международного регулирования отношений на финансовом рынке без какого-либо анализа потенциальных угроз государственному суверенитету в данной сфере. Так, Т.В. Никитина обосновывает необходимость осуществления глобального, интегрированного финансового надзора[28], считает необходимым  определить режим банковского надзора в РФ в соответствии с мировыми тенденциями[29].Г.В. Жукова обосновывает значимость зарубежного опыта интеграции капитала, включенного в инвестиционную деятельность[30].А.А. Цыганов обосновывает необходимость активизации включения страхового рынка России в процесс глобализации экономики[31]. По мнению О.В. Глазковой, «необходимо и в России применение методов контроля за деятельностью страховщиков, используемых за рубежом»[32]. В сфере валютного рынка Ю.Ю. Рябышева обосновывает целесообразность использования европейского опыта валютной интеграции в рамках ЕврАзЭС[33]. В.В. Жиренко определяет в качестве направления совершенствования валютного регулирования «либерализацию и приведение в соответствие с международными нормами»[34].Приведенные примеры «апологетики глобализации» характерны не только для исследований по финансовым рынкам в целом, но и при анализе развития их отдельных субъектов. Так, в работе Ю.Б. Власенковой доказана возможность применения международного опыта создания финансовых супермаркетов в условиях РФ и обоснована необходимость создания мегарегулятора деятельности различных видов финансовых посредников как на международном рынке, так и в РФ[35].Значительно меньшее число работ затрагивает вопросы обеспечения национальных интересов, национальной безопасности и государственного суверенитета при формировании и реализации политики правового регулирования отношений на финансовых рынках.В.Р. Галлеев, на основе комплексного анализа традиционных моделей рекомендаций, навязываемых МВФ кредитуемым странам и направленных на полную либерализацию своих валютных рынков и своевременное обслуживание внешних долговых обязательств, делает вывод, что эти страны более подвержены влиянию мировых, локальных и региональных валютно-финансовых кризисов[36].По мнению А.В. Макаревича, необходимо усиление государственного регулирования национальных хозяйств в условиях глобализации. Ослабление роли национальных государств, возрастание роли ТНК и международных организаций в регулировании процессов на уровне отдельных национальных хозяйств, способно привести к целому ряду негативных последствий: утрате экономического суверенитета; разрушению устойчивых основ развития национального предпринимательства; усилению политической и экономической зависимости стран от ТНК; искажению национальных приоритетов развития; переводу больших сегментов национальных экономик под управление извне и «выдавливанию» национального капитала[37]. В условиях глобализации изменение форм государственного регулирования экономики должно быть, в первую очередь, направлено на ограничение негативных последствий свободного движения капитала.[38] Таким образом, в современной экономической науке при исследовании процессов глобализации в сфере финансовых рынках недостаточно уделяется внимание ее негативным факторам, в том числе угрозам государственному суверенитету.Как уже отмечено автором, в правовой науке комплексного анализа указанных вопросов до настоящего времени не проводилось. В этой связи интересен анализ программных документов органов государственной власти РФ (концепций, доктрин, стратегий) в сфере регулирования финансового рынка и его элементов.Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 – 2008 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 01.06.2006 № 793-р[39], указывает в качестве негативного явления на несоответствие российского законодательства принципам Международной организации комиссий по ценным бумагам. Кроме того, в документе неоднократно указывается на необходимость использования международного опыта и соответствия международным стандартам:- учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка;- фондовых бирж;- системы раскрытия информации;- использования инсайдерской информации.При этом о суверенитете РФ в Стратегии не упоминается.Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (приложение к Заявлению Правительства РФ N 983п-П13, ЦБ РФ N 01-01/1617 от 05.04.2005[40]) указывает на несоответствие международным нормам уровня защиты прав кредиторов. При этом в документе также неоднократно указывается на необходимость - «создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами, определенными, в частности, в документе Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора";- обеспечения соответствия деятельности кредитных организаций международным стандартам финансовой отчетности, - внедрения международных стандартов аудита, - совершенствования налогообложения кредитных организаций с учетом международного опыта;

 - соответствия практики ликвидации банков международно признанным нормам;

- унификации законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций.

Таким образом, основные программные документы органов государственной власти РФ в сфере финансового рынка не уделяют достаточного внимания проблемам обеспечения государственного суверенитета в данной сфере.

Анализ программных документов более общего характера также свидетельствует о недостаточном учете проблем государственного суверенитета в сфере финансового рынка.

Так, в Концепции национальной безопасности РФ, утв. указом Президента РФ от 10.01.2000 N 24[41], отмечается только, что «важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно - финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово - экономических организациях. О проблемах использования международного опыта и расширении международно-правового регулирования в Концепции не сказано.

Концепция внешней политики Российской Федерации[42] определяет, что интересы России непосредственно связаны и с другими тенденциями, среди которых:

- глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально - экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово - экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;

- усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике ("Группа восьми", МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России - полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово - экономической системы в современных условиях.

Однако, как показано выше, данные положения не развиты в программных документах по финансовому рынку.

Таким образом, актуальной задачей современной конституционно-правовой науки является разработка вопросов обеспечения государственного суверенитета в сфере финансовых рынков (более широко – финансового суверенитета[43] государства). Она охватывает как доктрину конституционного права, так и развитие национального законодательства и международных договоров и соглашений РФ. Целесообразным является также обеспечение соответствия стратегических политико-правовых положений, закрепляемых в различных программных документах органов государственной власти РФ.



[1] http://www.hse.ru/org/hse/conf-april_ru/prog2008

[2] Миргородская Е.О. Эволюция финансового капитала в условиях глобализации: Автореф. дис… доктора экон. наук. – Москва, 2007. – С. 11.

[3] Абрамкина С.Р. Особенности процессов экономической глобализации в транзитивной экономике: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Челябинск, 2007; Беспалов М.В. Национальное  государство как субъект экономической глобализации в условиях трансформации социально-экономических систем: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Тамбов, 2007;  Макаревич А.В. Воздействие глобализации на экономические функции государства: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Москва, 2007; Трегубов Р.В. Стратегия развития государства в условиях глобализации: инновационнные аспекты: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Тамбов, 2007; Галлеев В.Р. Трансформация содержания и методов взаимодействия Бреттон-Вудских институтов с национальными экономиками в условиях глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Москва, 2006; Анилионис Г.П. Трансформация мировой экономики и стратегические приоритеты развития России в условиях глобализации: Автореф. дис… доктора экон. наук. – Москва, 2007; Круглов А.А. Приоритетные сферы и механизмы обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Москва, 2007; Дудоров Д.В. Экономическая безопасность национального государства в процессе глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Тамбов, 2007; Банникова М.С. Инвестиционные институты в условиях глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Тамбов, 2007; Тушканов И.М. Вывоз капитала в условиях глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Москва, 2007; Добронравова Н.А. Воздействие транснациональных корпораций на развитие социально-экономической системы государства в условиях глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Тамбов, 2007.

[4] Жукова Г.В. Особенности инвестиционных процессов в РФ и экономические последствия финансовой глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Москва, 2007; Никитина Т.В. Теория и методология банковского надзора в условиях финансовой глобализации: Автореф. дис… доктора экон. наук. – С-Пб., 2007.

[5] Власенкова Ю.Б. Развитие интегрированных финансовых посредников в условиях глобализации финансовых рынков: Автореф. дис… канд. экон. наук. – С-Пб, 2007.

[6] Дмитриев В.А. Мировой финансовый рынок и долговая стратегия России: Автореф. дис… доктора экон. наук. – Москва, 2007.

[7] Мамедов А.О.  Международный финансовый менеджмент в условиях формирования глобального финансового рынка: Автореф. дис…доктора экон. наук. – Москва, 2007.

[8] Миргородская Е.О. Указ. соч.

[9] См., например: Stiglitz J. Globalization and the economic role of the state in the new millennium // Industrial and Corporate Change. - 2003. - Volume 12.  - Number 1. P. 3-26; Он же. Capital-market Liberalization, Globalization, and the IMF // Oxford Review of Economic Policy. 2004. - Vol. 20. - No. 1. -  P. 57-71; Wolf M.  Globalization and Global Economic Governance // Oxford Review of Economic Policy. 2004. - Vol. 20. - No. 1. -  P. 72-84; Silverstein G. Globalization and the rule of law: "A machine that runs of itself?" // Int. J. Constitutional Law. – 2003. – Volume 1. – Number 3. – P. 446-474; Robb A., Newberry S. Globalization: governmental accounting and International Financial Reporting Standards // Socio-Economic Review. – 2007. - Vol. 5. - No. 4 – P. 725-754

[10] Де Монбриаль Т. Многополярность и многообразие // Россия в глобальной политике. 2007. № 6. (http://www.globalaffairs.ru/numbers/29/8825.html)

[11] Архипова Н.В. Современное российское право в условиях глобализации: теоретико-методологические проблемы: Автореф. дис… канд. юрид. наук. – Казань, 2006.

[12] Абдрафиков Р.А. Экономико-правовые основания глобализации и современная государственность: вопросы теории и практики: Автореф. дис… канд. юрид. наук. – Казань, 2006

[13] Моисеев А.А. Соотношение суверенитета и надгосударственности в современном международном праве (в контексте глобализации): Автореф. дис… доктора юрид. наук. – Москва, 2007.

[14] Саенко А.М. Соотношение международного и внутреннего права в инвестиционной сфере в контексте глобализации (проблемы теории и практики): Автореф. дис… канд. юрид. наук. – Москва, 2007

[15] Конституции государств Европы: В 3 т. / под общ. Ред. Л.А. Окунькова. – М.: Издательство НОРМА, 2001. Т.1. – С. 435.

[16] См.: Право Европейского Союза: сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. -  С. 73-75

[17] СПС «Консультант Плюс: Международное право»

[18] Кашин В., Наранпаева Н., Овчеренко М. Час расплаты // Ведомости. – 2007. - 7 ноября.

[19] Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма): Пер. с венгр. - М.: Юристъ, 2001. - С. 20.

[20] Сорос Дж. Финансовый рынок: Сильнейший кризис за 60 лет // Ведомости. 2008. 24 января.

[21] Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. - 2004. - № 6

[22] См., например: Sur S. The State between Fragmentation and Globalization  // European Journal of International Law. – 1997. Vol. 8. - No. 3. – P. 421-434; Smith S. Globalization and the governance of space: a critique of Krasner on sovereignty // International Relations of the Asia-Pacific. – 2001. – Vol. – 1. – No. 2. – P. 199-226; Vдyrynen R. Sovereignty, globalization and transnational social movements // International Relations of the Asia-Pacific. – 2001. – Vol. – 1. – No. 2. – P. 227-246; Wang G. The Impact of Globalization on State Sovereignty // Chinese Journal of International Law. – 2004. -  Vol. 3. - No. 2. -  P. 473-484; Anderson K. Squaring the Circle? Reconciling Sovereignty and Global Governance Through Global Government Networks // Harvard Law Review. – 2005. – Vol. 118. – No.4. – P. 1255-1312.

[23] Сильвестров С.Н. Индикативное планирование в стратегии развития // Научный эксперт. 2008. № 1. С. 5-6.

[24] См. подробнее: Симановский А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора, издание второе // Деньги и кредит. – 2007. № 1. С. 20-30; № 2. – С. 11-22.

[25] Boury P.-M. Does the European Union need a securities and exchange commission? // Capital Markets Law Journal. – 2006. – Vol. 1. - No.2. – P. 184-194;

[26] Зорькин В. Судебная защита между глобализацией и суверенитетом // Российская газета. - 2007. - 18 июля.  (http://www.rg.ru/2007/07/18/zorkin.html)

[27] Дармокрик В.Ф. Политическая безопасность в современной России: Автореф. дис… канд. полит. наук. – Саратов, 2007. – С. 11.

[28] Никитина Т.В. Указ. соч. – С. 6.

[29] Там же. – С. 7-8.

[30] Жукова Г.В. Указ. соч. – С. 6.

[31] Цыганов А.А.  Институциональное развитие страхового рынка Российской Федерации: Автореф. дис… доктора экон. наук. – Москва, 2007. – С. 12, 45.

[32] Глазкова О.В.  Основные стратегии развития транснациональных корпораций на мировом рынке страхования: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Москва, 2007. – С. 18.

[33] Рябышева Ю.Ю.  Европейская валютно-финансовая интеграция и перспективы ее использования в Евразийском регионе: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Москва, 2007. – С. 8.

[34] Жиренко В.В. Трансформация механизма валютного регулирования в системе мер по интеграции России в мировую экономику: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Москва, 2006. – С. 8.

[35] Власенкова Ю.Б. Указ. соч. – С. 18-19.

[36] Галлеев В.Р. Указ. соч. – С. 7.

[37] Макаревич А.В. Указ. соч. – С. 6

[38] Там же. – С. 7.

[39] Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 24. – Ст. 2620.

[40] Вестник Банка России. – 2005. - 13 апр. 

[41] Собрание законодательства РФ. - 2001 - № 2. – Ст. 170

[42] Российская газ. – 2000. – 11 июля.

[43] Такой термин предложен в Аналитическом докладе Центра социально-консервативной политики 2008 г. «Эффективное государство в глобальном мире» (http://www.cscp.ru/clauses/52/c/2820/)